Арабская алхимия

Книги по химии / Алхимия / Арабская алхимия
Страница 7

Обращаясь к солнцу с любовным посланием, луна продолжает:

«Луч твоего света перетекает в мой свет, который тем самым уподобляется вину, смешанному с водой, и тогда я приостанавливаю свое течение. Затем меня охватывает твой мрак, подобный чернилам, и я начинаю сгущаться».

В этом фрагменте смешение двух видов света сравнивается со смешиванием вина и воды. Подобный символизм известен и христианской традиции, в которой вино смешивается с водой в процессе богослужения, причем вода и вино символизируют человеческий и божественный аспекты Христа, его тело и душу.

Вино, безусловно, соотносится с солнцем, а вода — с луной, так как, согласно представлениям древних авторов, луна повелевает всеми влажными субстанциями. Идея конъюнкции в широком смысле существует не только в христианской традиции, но и в арабском мире, где это понятие обозначает мистическое, возвышенное соединение духовной субстанции с божеством. В посвященных вкушению вина стихотворениях Хафиза и Руми вода, как правило, олицетворяет мир тлена, женское начало, один из аспектов потока жизни и бессознательного. Когда солнце встречается с луной, луна приостанавливает свое течение и сгущается. В конце текста пауза в течении и сгущение луны рассматриваются как позитивное изменение.

Итак, сказанное позволяет заключить, что до наступления конъюнкции луна постоянно убывала, образно говоря, истекала. По мнению древних авторов, именно истечение луны вызывает росу, влагу и менструации у женщин. Тот факт, что менструации прекращаются после зачатия ребенка, привел к выводу о прекращении потока после объединения двух видов света и рождения нового света.

При этом, вероятно, исчезает и аморальное, непристойное, то, что связано с изменчивой природой женского начала. Это имеет непосредственное отношение ко всему алхимическому процессу, который, как известно, венчает получение философского камня, состоящего из твердого вещества. Философский камень не способен течь и служит в алхимии высшим символом божества.

Может показаться странным, что мы рассматриваем конечный продукт алхимического процесса как вещь, стоящую на весьма низкой ступени в иерархии природы, — камень, особенность которого заключается лишь в его очевидности, зримости. Камень не ест, не пьет, не спит; он просто существует, оставаясь вечно неизменным. В алхимии, однако, эта презренная вещь символизирует конечную Цель. Для того чтобы понять ее смысл, необходимо более основательно исследовать терминологию восточной мистики, алхимии и некоторых христианских мистиков.

Достаточно продолжительные страдания человека, вызванные общением и конфликтами с бессознательным, ведут к формированию объективной личности. Внутри человека возникает некое ядро, которое пребывает в покое даже в период серьезных житейских невзгод и не участвует в конфликтах. Душевный покой нередко приходит к людям, которые долгое время страдали: в один прекрасный день наступает перелом, и лицо человека приобретает умиротворенное выражение, ибо зародилось нечто такое, что пребывает в центре, за пределами конфликта, который теряет свою магическую власть.

Разумеется, через несколько мгновений конфликт возобновляется, так как разрешение ему не найдено. И тем не менее у человека остается впечатление, что за пределами конфликта существует умиротворение. С этого момента дальнейшее развитие конфликта приобретает иной характер. Люди больше ничего не ищут, так как знают, что существует состояние умиротворения, которое они на мгновение испытали. Их психологическая деятельность становится целенаправленной. Человек стремится вновь испытать пережитое чувство и постепенно учится поддерживать душевный покой более или менее постоянно.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Основы биохимии белков и аминокислот в организме человека
Белки – это высокомолекулярные азотсодержащие органические вещества, молекулы которых построены из остатков аминокислот. Название протеины (от греческого proteos - первый, важнейший) отража ...

Платина
...

Синтетические ювелирные камни
...