Что пробудило интерес Томаса Эдисона к телеграфии?

Книги по химии / Новейшая книга фактов. Физика, химия и техника / Физика, химия и техника / Что пробудило интерес Томаса Эдисона к телеграфии?

Будущий знаменитый изобретатель в области электротехники и предприниматель, основатель крупных электротехнических компаний Томас Алва Эдисон (1847–1931) ходил в школу лишь несколько месяцев. Там его считали тупицей, потому что он наотрез отказывался декламировать стихи в классе. Матери Томаса пришлось заниматься с сыном дома. Мальчик рос в том же мире, что и Том Сойер, и также мечтал разбогатеть. К двенадцати годам с домашним образованием было покончено, и Томас Эдисон поступил в школу самостоятельной жизни. Первым классом этой суровой школы стал для него поезд, ходивший по маршруту между Детройтом и Порт-Гуроном протяженностью 200 километров. В этом поезде Томас продавал газеты, журналы и сладости. Торговля газетами шла так себе: Эдисон знал, что за один рейс поезда у него раскупают в среднем около 200 экземпляров, столько и закупал. Покупать больше было рискованно – могли не раскупить партию газет, и тогда вся коммерция потерпела бы крах. Однако вскоре он сообразил, что спрос на газеты зависит от того, что в них напечатано. И тогда, чтобы корректировать свои закупки, Томас свел дружбу с типографским наборщиком, регулярно угощая того пивом. Наборщик стал показывать ему черновой оттиск газеты «Detroit Free Press», а Томас, ознакомившись с содержанием, прикидывал, сколько нужно взять экземпляров на продажу. В то время в США шла Гражданская война, и в дни, когда газеты печатали сообщения о ходе боевых действий, их раскупали охотнее. И вот однажды наборщик показал Томасу оттиск с подробным описанием Питтсбург-Ландингской битвы, в ходе которой было убито и ранено 60 тысяч человек. Пока Эдисон читал материал, на него снизошло озарение. Он немедленно поспешил на телеграф и предложил телеграфисту сделку. Томас пообещал в течение полугода бесплатно приносить телеграфисту его любимую газету, если тот отправит по пути следования поезда краткое извещение начальникам станций о грандиозной битве, чтобы они написали анонсы – хотя бы мелом на стене. Томас полагал, что заинтригованные анонсом местные жители, желая узнать подробности битвы, будут с нетерпением ждать поезда из Детройта, чтобы купить газету. Телеграфист согласился на сделку. А Эдисон помчался в экспедицию типографии «Detroit Free Press», где ему удалось получить в кредит 1500 экземпляров газеты, пообещав погасить долг в течение недели. То была рискованная игра: провались задуманная комбинация – и Эдисон превращался в неоплатного должника. Весь путь до первой станции его терзала лишь одна мысль: «Исполнил ли телеграфист свое обещание?» Телеграфист не подвел, и предприятие 14-летнего бизнесмена увенчалось полным успехом. На первой же станции, где Томас обычно продавал 2–3 газеты, в тот день у него раскупили сотню, хотя продажа шла по удвоенной цене (6 центов вместо 3). На следующей станции он поднял цену до 10 центов, но только подстегнул этим спрос – у него купили 800 газет. На очередной остановке, где также возник ажиотажный спрос, Томас продавал газету уже по 25 центов – но и эта цена не отпугнула желающих узнать подробности кровавой битвы. Самые последние экземпляры того номера «Detroit Free Press» Эдисон продал, устроив на платформе аукцион: он сорвал со «счастливчиков» по доллару за штуку! «Именно тогда, – рассказывал позже Томас Алва Эдисон, – я впервые оценил все преимущества телеграфа и решил, что непременно стану телеграфистом».

Смотрите также

Химия лантаноидов
Судя по последним публикациям, нынче довольно трудно отметить те стороны жизни, где бы не находили применение лантаноиды. На основе лантаноидов получают многие уникальные материалы, кото ...

Полигалогенпроизводные алканов
...

Радиоактивность и радиация
...