Смазочные и специальные масла.
В эту вторую основную группу включены жидкие дистиллятные и остаточные нефтепродукты различной вязкости и степени очистки, предназначенные для обеспечения жидкостной смазки в различных машинах и механизмах, а также нашедших разнообразное техническое применение во многих отраслях промышленности [16].
Смазочные масла.Смазочные масла подразделяются на следующие подгруппы:
§ индустриальные масла;
§ масла турбинные, компрессорные и для паровых машин;
§ моторные масла;
§ трансмиссионные масла.
Индустриальные масла предназначены для смазки станков, механизмов и машин, работающих в разнообразных условиях и с различной скоростью и нагрузкой. По величине вязкости их подразделяют на легкие (n50 = 4 ¸ 8,5 сст), средние (n = 12 ¸ 50 сст) и тяжелые (n100 = 9 ¸ 36 сст). Для различных машин и механизмов выпускается более 30 марок индустриальных масел: велосит, вазелиновое масло, масла для холодильных машин (ХА, ХА-23, ХА-30, ХФ12-18, ХФ22-24, ХФ22с-16), веретенные и машинные (марки по вязкости при 50 °С: 12, 20, 30, 45, 50), масла индустриальные селективной очистки (марки по вязкости при 50 °С: ИС-12, ИС-20, ИС-30, ИС-45, ИС-50), сепараторные Л и Т, авиационное МС-20С. масло для прессов и прокатных станов П-28, приборное МВП и др.
Масла турбинные, компрессорные и для паровых машин. В эту подгруппу включены масла, работающие в тяжелых условиях нагрузки, повышенной температуры и воздействия воды, пара и воздуха.
Турбинные масла предназначены для смазки и охлаждения подшипников паровых и водяных турбин и для заполнения систем регулирования паровых турбогенераторов. Они должны быть стабильны против окисления и обладать быстрой скоростью деэмульгацни (8 мин). Выпускаются следующие марки по вязкости при 50 °С: 22м, 22(л), 30(УТ), 46(Т), 57 (турборедукторное).
Компрессорные масла предназначены для смазки цилиндров, клапанов и других движущихся частей воздушных компрессоров и воздуходувок. Это высоковязкие, стабильные против окисления масла. Выпускаются две марки с вязкостью при 100 °С: 12(М) и 19(Т).
Масла для паровых машин (цилиндровые) выпускаются для смазки цилиндров паровых машин, работающих на насыщенном и перегретом паре. Масла цилиндровые с вязкостью при 100 °С 11 и 24 сCт (цилиндровое 2 и вискозин)—для машин с насыщенным паром, тяжелые цилиндровые масла вапор (n100 = 36 сCт) и цилиндровое 6 (n100 = 52 сCт) —для машин с перегретым паром. Выпускаются также судовое масло и масло для судовых газовых турбин.
Моторные масла — в эту подгруппу включены многочисленные сорта масел, применяемых для смазки двигателей внутреннего сгорания. Они подразделяются на авиационные, автотракторные и дизельные. Обозначение различных марок моторных масел базируется на следующих принципах. Первая большая буква, в данном случае «М», указывает на подгруппу, цифры обозначают вязкость в ест при 50 или 100 °С, буквы п—масло с отечественной присадкой, и — с иностранной. Буквы С и К указывают на селективную или кислотную очистку. Буквы Л, 3, С—летнее, зимнее, северное масло.
Сравнительно недавно принята новая индексация для марок моторных масел (табл. 10).
Индексация моторных масел. Таблица 10
|
Вязкость при 100 °С, ест |
Марки масел по группам | |||||
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е | |
|
6±1,0 |
— |
М6Б |
М6В |
— |
— |
— |
|
8±1,0 |
— |
М8Б |
М8В |
М8Г |
— |
— |
|
10±2,0 |
М10А |
М10Б |
М10В |
М10Г |
— |
— |
|
12±1,0 |
— |
М12Б |
М12В |
М12Г |
М12Д |
— |
|
14±1,0 |
— |
М14Б |
М14В |
М14Г |
МИД |
М14Е |
|
16±1,0 |
— |
М16Б |
М16В |
М16Г |
М16Д |
М16Е |
|
20±1,0 |
— |
М20Б |
М20В |
М20Г |
М20Д |
М20Е |
