40е годы.

Страница 1

В истории не бывает случайностей. Были и объективные предпосылки к тому,

чтобы именно в Сызрани, небольшом волжском городке, выросли корпуса нефтеперегонного завода. Завода, который с самого начала, в дни страшных испытаний, сыграл очень важную роль для страны, а с наступлением мирного времени дал толчок к развитию новой для региона отрасли экономики нефтеперерабатывающей. Давайте перенесемся в прошлое». В 1933 году в Германии к власти пришли фашисты. Канцлером стал Гитлер, открыто провозгласивший план завоевания мирового господства. На востоке, в Японии, у власти оказались оголтелые милитаристы, развязавшие войну против Китая и Кореи. Италия во главе с Муссолини также проводила захватническую политику. Вследствие агрессивной политики Германии, Японии и Италии в мире началась интенсивная гонка вооружений. В странах Европы развернулось активное переоснащение армий. Устаревшее вооружение обновлялось, причем упор делался на оснащение вооруженных сил авиацией, бронетанковой техникой и механизированными соединениями. Кавалерийские дивизии заменялись танковыми, пехота становилась моторизованной. Не зря тогда специалисты в один голос утверждали, что грядущая война будет войной моторов, а для них потребуется огромное количество горючего - бензина, керосина, дизельного топлива, для военной промышленности энергоносители (мазут, газ и др.).

Мир медленно, но верно скатывался ко второй мировой войне. И в то время, когда горючее приобрело такое решающее значение, положение СССР казалось очень сложным: у нас был только один район, где добывалась и перерабатывалась нефть Кавказ. Добывалось примерно 10 миллионов тонн нефти в год. Этого количества явно не хватало для растущих потребностей страны.

С учетом сложившейся ситуации руководство СССР в 1936 году приняло решение о создании второй нефтяной базы в районе, расположенном между Волгой и Уралом. Его потом назвали «вторым Баку». Ускоренно начали разрабатываться нефтяные месторождения Башкирии, усиленно велись разведочные работы и бурение нефтяных скважин в Самарской области, для чего создали трест «Сызрань-нефть», комбинат «Куйбывшевнефть». Развернулось строительство заводов в Уфе, Саратове и Сызрани.

Закладка нефтеперерабатывающего завода в Сызрани состоялась в 1938 году.

Директором предприятия назначили Баранова, главным инженером Альтшулера. Проектирование вела московская контора «Нефтезаводпроект». Генеральным подрядчиком по строительству являлся трест «Востокнефтестрой». В соответствии с проектом завод предназначался для крекирования Бакинского мазута с последующим переходом на переработку нефти местных месторождений. Бакинский мазут транспортировался танкерами по Каспийскому морю, а затем - по Волге.

В связи с дефицитом металла для развертывания сырьевых резервуаров мазут хранили в земляных амбарах общей емкостью 300 тысяч кубометров, вырытых вручную заключенными расположенного рядом лагеря. Соорудили сырьевую насосную для перекачки мазута на завод.

К началу Великой Отечественной войны на заводе построили установку вторичной перегонки бензина, заложили фундаменты установки термического крекинга и смонтировали несколько небольших металлических резервуаров для хранения сырья и готовой продукции. Были построены здания заводоуправления, пожарного депо, проходной, первый этаж заводской лаборатории и два жилых дома для вахтовых рабочих и ремонтников. Эти дома находились близко от завода и назывались «аварийными», так как в основном предназначались для проживания персонала, в обязанности которого вменялось в случае аварии немедленно прибыть на предприятие для срочного проведения

Страницы: 1 2

Смотрите также

Водонефтяные эмульсии
...

Полимеры: общий обзор класса
Полимеры - высокомолекулярные соединения, вещества с большой молекулярной массой (от нескольких тысяч до нескольких миллионов), молекулы которых (макромолекулы) состоят из большого числа пов ...

Благородные металлы
...