Концептуальные уровни современной химии

Информация для студентов / Эволюционная химия / Концептуальные уровни современной химии

По мере развития химии до ее современного уровня в ней сложились четыре совокупности подходов к решению ос­новной задачи. Развитие этих подходов обусловило фор­мирование четырех концептуальных систем химических знаний.

Концептуальные подходы к решению основной пробле­мы химии, появлялись последователь­но.

Первоначально свойства веществ связывались исключи­тельно с их составом (в этом суть учения о составе). На этом уровне развития содержание химии исчерпывалось ее традиционным, менделеевским определением - как науки о химических элементах и их соединениях.

Далее учение о составе было дополнено концепцией структурной химии. Структурная концепция объединяет теоретические представления в химии, устанавливающие связь свойств веществ не только с составом, но и со структу­рой молекул. В рамках этого подхода возникло понятие «ре­акционная способность», включающая представление о химической активности отдельных фрагментов молекулы — отдельных ее атомов (и даже отдельных химических свя­зей) или целых атомных групп. Структурная концепция позволила превратить химию из преимущественно аналити­ческой науки в науку синтетическую. Этот подход позволил в конечном итоге создать промышленные технологии синте­за многих органических веществ.

Затем было развито учение о химических процессах. В рамках этой концепции с помощью методов физической кинетики и термодинамики были выявлены факторы, влияющие на направленность и скорость протекания химичес­ких превращений и на их результат. Химия вскрыла механизмы управления реакциями и предложила способы изменения свойств получаемых веществ.

Последний этап концептуального развития химии свя­зан с использованием в ней некоторых принципов, реализо­ванных в химизме живой природы. В рамках эволюцион­ной химии осуществляется поиск таких условий, при кото­рых в процессе химических превращений идет самосовер­шенствование катализаторов реакций. По существу речь идет об изучении и применении самоорганизации химических систем, происходящих в клетках живых организмов.

Каждая новая концептуальная ступень в развитии хи­мии, означает не отрицание подходов, использовавшихся ранее, а опору на них как на основание. Все показанные на схеме концептуальные системы используются не порознь, а во взаимосвязи. Последовательное дополнение химии назван­ными концептуальными системами составляет логику раз­вития этой науки.

Термин «концептуальная система», а не «концепция» использован в приведенных выше рассуждениях не случай­но. Причина этого заключается в том, что на каждой ступе­ни рассмотренной «лесенки» развития химии, в свою оче­редь, были использованы различные научные идеи для ре­шения конкретных проблем. Примером тому служит выда­ющееся открытие в области химии, сделанное на пути ре­шения одной из исходных проблем химии — проблемы химического элемента.

Смотрите также

Гальваническое покрытие хромом
...

Синтез нанокристаллических полупроводниковых частиц
...

Расчет численности работающих.
Численность трудящихся проектируемого объема рассчитывается по категориям и группам работников: основные рабочие, вспомогательные рабочие (включая дежурный и ремонтный персонал), инженерно-техничес ...