Революция в химии

Центральная проблема химии XVIII в. – проблема горения. Вопрос состоял в следующим:что случается с горючими веществами, когда они сгорают воздухе? Для объяснения процессов горения И. Бехером и его учеником Г.Э.Шталем была предложена теория флоги-стона. Флогистон – это некоторая невесомая субстанция, которую содержат все горючие телаи которую они утрачивают при горении.Тела, содержащие большое количество флогистона, горят хорошо; тела, которые не загораются, являются дефлогистированны-ми. Эта теория позволяла объяснить многие химические процессы и предсказыватьновые химические явления. В течении почти всего XVIII в. она прочно удерживала свои позиции, пока Лавуазье в конце XVIII в. не разработал кислородную теорию горения.

Разрабатывая теорию горения, Лавуазье отмечал, что при горении “постоянно наблюдается четыре явления”: выделяются свет и тепло; горение осуществляется только в “чистом воздухе” (кислороде); все вещества увеличываются на столько, на сколько уменьшается вес воздуха; при горении неметаллов образуются кислоты (кислотные оксиды), при обжиге металлов - металлические извести (оксиды металлов). Лавуазье использовал опыт Шееле, Пристли, благодаря чему ему удалось ясно и доступно объяснить процесс горения. Было доказано, что “флогистон Шталя – воображаемое вещество”, а “явления горения и обжига объясняются гораздо проще и легче без флогистона, чем с его помощью”, как писал Лавуазье.

Проводя различные опыты с азотной, серной и фосфорной кислотами, Лавуазье пришёл к выводу, что “кислоты отличаются одна от другой лишь основанием, соединнёный с воздухом”. Другими словами, “чистый воздух” обусловливает кислые свойства этих вещесвт, а поэтому учёный назвал его кислородом (оксигениум, от оксюс-

кислый и геннао-

рождаю).После того как был установлен состав воды, Лавуазье окончательно убедился в исключительной роли кислорода.

В “начальном курсе химии”(1789)Лавуазье, опираясь на новые теории и применяя разработанную им (соместно с другимиучёными) номенклатуру, систематизировал накопленные к тому времени химические знани; в нём он излагает кислородную теорию горения.

Вначале даётся описание различных агрегатных состояний веществ. В твёрдом веществе молекулы удерживаются друг около друга силами притяжения, которые больше сил отталкивания. В жидкости молекулы находятся на таком расстоянии друг от друга, когда силы притяжения и отталкивания равны, а атмосферное давление препятствует превращению жидкости в газ. В газообразном же состоянии преобладают силы отталкивания.

Лавуазье даёт определение элемента и приводит таблицу и классификацию простых веществ. Он отмечает, что представление о трёх или четырёх элементх, из которых якобы состоят все тела природы, перешедшего к нам от греческих философов”. Под элементами Лавуазье понимал вещества, которые не разлагаются “никаким образом”. Все простые вещества были им разделены на четыре группы : 1.) вещества, относящиеся к трём царствам природы (минералы, растения, животные)- свет, телород, кислород, азот, водород; 2.) неметаллические вещества, окисляющиеся и дающие кислоты, - сера, фосфор, углерод, радикалы муриевый (хлор), плавиковый (фтор), и борной (бор); 3.) металлические вещества, окисляющиеся и дающие кислоты, - сурьма, серебро, мышьяк, висмут, кобальт, медь, железо, марганец, ртуть, молебденникель, золото, платина, свинец, вольфрам, цинк; 4.) солеобразующие землистые вещества : известь, магнезия. Барит глинозём, кремнезём.

Таким образом, Лаваузье осуществил научную революцию в химии: он превратил химию из совокупности множества не связан-ных друг с другом рецептов, подлежавших изучению один за одним, в общую теорию, основываясь на которой можно было не только объяснить все известные явления, но и предсказывать новые.

Смотрите также

Планирование дискриминирующих экспериментов
Для дискриминации гипотез используют эксперименты различного типа. Химические эксперименты. Различные тестовые реакции часто позволяют определить вероятность участия того или иного вещес ...

Отчет по практике на ОАО Пластик
...

Химия, элементы таблицы Менделеева
...