Метод валентных связей.
Рассмотрим молекулу кислорода О2. Каждый атом кислорода имеет на внешнем квантовом уровне два неспаренных электрона, занимающих р-орбитали, например, рх– и рy–орбитали (рис.4.9.).
При взаимодействии друг с другом двух атомов кислорода происходит перекрывание попарно двух рх–орбиталей и двух рy–орбиталей. Причем, область перекрывания рх–орбиталей находится на линии, связывающей центры двух атомов. При этом образуется spx-px –связь. Область перекрывания двух рy–орбиталей лежит в плоскости (x–y), т.е. в плоскости перпендикулярной линии связывающей центры кислородов. Образуется ppy-py –связь. Это показано на рис.4.10.
| ||||
n=1 |
p | |||
s |
Pz
Py
Px spx-px
ppy-py –связь
Рис.4.9. Рис.4.10. Образование s- и p–связей в молекуле О2.
В молекуле N2 образуется две p–связи. Наряду с spx-px–связью и ppy-py–связью образуется вторая ppz-pz–связь. Эта связь образуется в результате перекрывания pz–орбиталей обеих атомов азота имеющих тоже по одному неспаренному электрону с противоположными спинами.
ppz-pz
N spx-px N
ppy-py
p–связь вторичная после s–связи. Она образуется в том случае, когда уже имеется s–связь. Отдельно p–связь между двумя атомами не существует. p–связь как дополнительная менее прочная, чем s–связь. Возможность образования p–связи обеспечивает насыщаемость ковалентной связи и приводит к тому, что между двумя атомами могут быть не только одинарные, но и двойные и тройные связи.
Смотрите также
Познавательная викторина по химии Угадай химический элемент
...
Графический метод решения химических задач
Решение расчетных
задач – важнейшая составная часть школьного предмета «химия», так как это один
из приёмов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и
полное усвоение уч ...
Химия вокруг нас
Повсюду, куда бы ни обратил свой взор, нас окружают
предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на
химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной ж ...